Из книги «Наследственные нервно-мышечные болезни» (автор С.С.Шишкин), 1997 г.

Ещё до начала широких молекулярно-генетических исследований изучение особенностей наследования этой формы прогрессирующей мышечной дистрофии привело к предположению о том, что она, вероятно, объединяет несколько генетически разных заболеваний. При практически очень сходных проявлениях болезни (особенно на ранних стадиях) анализ родословных у семей с LGMD показал существование, по крайней мере, двух разных типов LGMD. Так, были выявлены семьи, где наследование LGMD осуществлялось как аутосомно-доминантный признак, тогда как в других семьях наблюдалось аутосомно-рецессивное наследование. Аутосомно-доминантную LGMD назвали — тип 1, а аутосомно-рецессивную — тип 2.


Множественность LGMD подтвердили недавние результаты прямых исследований генов, ответственных за возникновение этой формы прогрессирующей мышечной дистрофии. В частности, было установлено, что ген, дефекты которого ведут к LGMD типа 1, расположен на хромосоме 5, а гены LGMD типа 2 — на других хромосомах и, следовательно, это разные болезни. Однако настоящий прорыв в изучении генов LGMD произошёл в 1995 г. Сразу несколько групп авторов показали, что и аутосомные-рецессивные формы LGMD содержат ряд подтипов, которые стали обозначать LGMD2A, LGMD2B и т.д.
Уже установлено, что ген LGMD2A локализуется на хромосоме 15 (15q15.1-q21.1) и кодирует один из ферментов гидролиза белков (так называемый кальпаин 3). Более того, группа японских исследователей описала случаи пятнадцати мутаций разных видов в этом гене, которые явились причиной соответствующей формы LGMD.
К настоящему времени определено также, что ген LGMD2B располагается на хромосоме 2 (2p) и продуктом его экспрессии (процесс синтеза белка, аминокислотная последовательность которого закодирована в данном гене) является белок адхалин, который в клетке структурно взаимодействует с дистрофином. Очевидно поэтому некоторые мутации в гене LGMD2B приводят к заболеванию, очень похожему на миодистрофию Дюшенна. Далее, были обнаружены ещё три Дюшенно-подобные миодистрофии, относимые обычно к LGMD форме. Причинами этих заболеваний оказались дефекты в генах саркогликанов — белков, функционирующих совместно с дистрофином. Так, при LGMD2C (SCARMD, Serve childhood autosomal recessive muscular dystrophy) повреждён ген гамма-саркогликана, локализующийся в 13q12, при LGMD2D — ген альфа-саркогликана, обнаруженный в зоне 17q12-q21, а при LGMD2E — ген бета-саркогликана, он найден в 4q12. Естественно, что в отличие от миодистрофии Дюшенна все эти заболевания могут быть как у мальчиков, так и у девочек с одинаковой вероятностью.
Генетика аутосомно-доминантной формы LGMD исследуется сейчас не менее интенсивно, чем аутосомно-рецессивной. Недавно была уточнена локализация гена LGDM1 на хромосоме 5 (5q31-q33). Вероятно и этот ген скоро будет полностью охарактеризован.
Накопление новых молекулярно-генетических данных о миодистрофиях, которые составляют рассматриваемую форму, позволяет поставить вопрос о необходимости уточнения клинической классификации этих заболеваний. Одновременно появляются и принципиально важные, дополнительные возможности в оказании помощи больным и их родственникам.
Первые проявления болезни LGMD могут обнаруживаться как в младенческом возрасте, так и в дошкольном периоде, а иногда и юношеском возрасте. Обычно, чем раньше началось заболевание, тем тяжелее оно протекает. С учётом этого обстоятельства некоторые медики специально выделяют внутри данной формы отдельные подгруппы по времени начала болезни. Считается, что практически всегда возникновение проявлений заболевания происходит до достижения пациентами двадцатилетнего возраста.
Чаще всего больные начинают жаловаться на слабость мышц тазового пояса, испытывая трудности при беге, ходьбе, необходимости подняться по лестнице. На ранней стадии течения болезни иногда её проявления очень похожи на проявления болезней дистрофинового гена. В этих случаях по мнению профессора И. Гаусмановой-Петрусевич доводом в пользу LGMD следует считать наличие в семье хотя бы одной девочки, больной миодистрофией.
С возрастом вовлечение в процесс длинных мышц спины часто приводит к своеобразному искривлению позвоночника — выпячиванию вперёд грудной клетки, и появлению «осиной» талии. В развёрнутой стадии болезни могут наблюдаться атрофии различных групп мышц (иногда асимметричные), что вызывает соответствующие ограничения подвижности и связанные с этим осложнения. В этот период характерными для LGMD формы считают дистрофии мышц плечевого пояса и тогда при осмотре обращают на себя внимание выступающие («крыловидные») лопатки. У некоторых больных возникают кардиопатии и дистрофии дыхательных мышц.
Многие больные LGMD достигают возраста 45-60 лет, хотя известны случаи быстрого течения заболевания, подобно миодистрофии Дюшенна. Последнее скорее характерно для LGMD типа 1, чем для LGMD типа 2.
Имеются данные о том, что среди европейцев более часто встречаются больные с LGMD типа 2, чем больные с LGMD типа 1, а общая частота встречаемости LGMD формы несколько ниже, чем частота болезней дистрофинового гена. В целом, группа LGMD болезней рассматривается как одна из наиболее важных среди наследственных нервно-мышечных заболеваний.


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.